Исторический очерк о Скопинском Свято-Духовом монастыре

И.А. Алексеева, 1877 год

Дозволено цензурою. Москва 20 Августа 1877 года

В дали от роскоши предметов,
От вакханических пиров
Нашел я безмятежный кров
В обители анахаретов.
В ней все божественно для глаз,
В ней все—гармония для слуха,
И в ней сложился сей рассказ
Про монастырь Святаго Духа

На левом берегу Вёрды

Не более версты от города Скопина, на левом берегу реки Вёрды, расположен мужской Свято-Духов монастырь, известный больше как Свято-Троицкий. Местность, на которой выстроен монастырь, имеет небольшую наклонность к Скопину, где оканчивается она безымянным ручьем; через этот ручей перекинут деревянный мост, служащей для богомольцев единственным переходом от Скопина к благочестивой обители Святаго Духа. С восточной и южной стороны примыкает к монастырской ограде мелкий орешник и нисколько господствующих здесь дубов. От западной стороны монастыря идёт крутой уступ к огородной земли, приносящей монахам многими продукты для их отшельнической жизни. Не смотря на то, что земля эта завоевана у непроходимых в прежнее время болот, она имеете твердый, хорошо удобренный грунт, и от того кажется ясным, что усиленные труды человека всегда и везде приносят обильные плоды в будущем. С высоты уступа развертывается для глаз чудная панорама всей юго-западной окраины. Поля, долины, горы, одетые изумрудным ковром цветущего леса, голубые изгибы Вёрды, села со своими храмами, водяными и вет¬ряными мельницами, большими дорогами, липовыми деревьями, наконец многочисленные стада из окрестных деревень и вереницы птиц — все это представляет живописную картину великого художника, которая чарует душу своею неизъяснимою прелестью. По середине ограды, обращенной к Скопину, устроены святые ворота, сделанный под двух ярусной колокольней; она сохранила прежнюю свою массивность и не смотря на несколько поколений, ее переживших, сможет простоять, без особенных поправок, еще много, много лет.

Недавно, в нескольких шагах от колокольни, на месте древних ворот были сделаны очень красивой формы другие ворота, стоящие монастырю не мало денег; через это сильно пострадал готический вид ограды и вовлёк святую обитель в не нужные затраты. Чтобы иметь сообщение с монастырём, помимо святых ворот, можно было или оставить прежняя вороты, не изменяя их первобытного стиля, или ограничиться одной простою калиткой. С северной стороны монастырь делается открытым: перед ним расстилается поляна, где видны насыпи безмолвных могил. Чьи эти могилы, какие странники миpa похоронены в них, о том нет никаких указаний. Поляна эта, по своему грустному виду, напоминает ту евангельскую местность, которая до сего дня именуется землею крови.

История монастыря

Рязанская епархия обильна мужскими и женскими монастырями, но не многие из них имеют историческую известность о своём происхождении. Так и монастырь Святаго Духа лишён верных о себе данных и потому основание его построено на одних толь¬ко народных преданиях, изустно переходивших из рода в род. Монастырь Святаго Духа, говорит одно из таких преданий, восходить к княжению Димитрия Иоанновича Донского, когда этот великий князь, после поражения мамаевых полчищ, возвращался со сво¬ими дружинами в Москву через область Рязанского князя Олега. Олег не вполне верил в боевое счастье Димитрия; он даже не хотел помочь ему в деле не равной битвы. Когда же Димитрий увенчался славою победителя, Олег, боясь мщения Московского князя, вышел к нему на встречу со своими боярами. Встреча эта происходила на берегах реки Вёрды, но где именно, о том положительных сведений нет. Окрестные старожилы передают слова своих предков, будто бы великий князь сошелся с Олегом на том самом пустынном месте, на котором, по благочестивой мысли Донского, возник Духов монастырь; другие повествуют, что встреча князей происходила в шести-верстном расстоянии от указанного места, где прежде того находился скит пустынников, переименованный в то время князем Дмитрием в Дмитриевскую обитель. При том, желая увековечить память о своем пре-бывании, князь подарил пустынникам дорожный посох инока Пересвета, павшего в единоборстве с татарским голиафом. Костыль этот, как редкость, по cие время бережно сохраняется в названной обители. Так говорит монастырское предание, вошедшее в историческо-статистическое описание Димитриева монастыря, представленное в рукописи в Правительствующей Синод, вследствие циркулярного предписания его, последовавшего в 1851 году.

Затем следует вопрос: можно ли верить каким бы то ни было в этом роде преданиям? Конечно можно, если эти предания, переходя от поколения к поколению, не привели к себе баснословных вымыслов, искажающих первичные следы исторических событий.

Мы видим, и хорошо знаем, что каждая страна, каждое государство ведёт свою оте¬чественную историю не прямо с исторических аргументов, за этими аргументами восстают, подобно теням исполинов, множество разнообразных преданий, которые служат верным отголоском седой старины. Почему же нельзя отнестись с доверчивостью и к преданию о Троицком монастыре?

По историческим же указаниям, город Скопин, в древности Острожек, а с ним и вся окрестная местность, принадлежали боярам Александру, Василию и Ивану Никитичам Романовым. В Ряжских писцовых книгах 137, 138 и 139 годов, сказано: «за боярином Иваном Никитичем Романовым в вотчине на Острожке, на реке Верде старый его вотчины, села и деревни, межа его боярской вотчины, земли и леса писаны в межевых писцовых книгах, а владеет ими боярин Иван Никитич со своею вотчиною по стороне, как было за братьями его боярами за Александром и Василем Никитичи Романовыми, а лес его боярской вотчине рановской и вердеревской велемской в своих межах по урочищам».

Из этой выписки делается понятным, что монастырь Святаго Духа входил в состав владеемой Романовыми земли и именовался Святой Живоначальной Троицей. Надо думать, что в это время и теми же самыми боярами выстроен в Острожке другой монастырь, женский во имя Вознесения Христова. Впоследствии монастырь этот упразднён и церковь обращена в приходскую. Оба сии монастыри получали из вотчины бояр Романовых на тридцать тружеников и тридцать тружениц по шестидесяти рублей деньгами, да отсыпного хлеба по девяносто четвертей.

По смерти поименованных бояр, сей вотчины их, вместе с Троицким и Вознесенским монастырями, поступили во владение брата их, Патриарха Филарета Никитича, родоначальника ныне Царствующего Дома Романо¬вых. В пятнадцати верстах от Скопина, по обе стороны большой данковской дороги,— расположено село Князево-Займище, которое по старинным документам называется Патриаршим. Этим доказывается, что вотчины бояр Романовых простирались на далекое пространство от Скопина, и что село Князево-Займище принадлежало Филарету Никитичу.

Во время царствования Алексея Михайловича, в вотчинах бояр Романовых открылось государственное коннозаводство, с большим, близ Скопина, конюшенным заводом, стоящим казне огромных затрат. Тогда же Троицкий монастырь поступил в зависимость коннозаводского ведомства, имея в своём владении до двухсот десятин дубового леса, окружающего святую обитель с трех сторон. Так значится в описи, произведенной Скопинским благочинным протоиереем Митрофаном в 1786 году, по указу Рязанской духовной консистории.

Опись эта наводит на ту мысль, что про-странство, отделявшее Скопин от монастыря, покрывалось лесом дубовой поросли; огромные
пни которые сохранились до ныне, да и рассказы старожилов подтверждают тоже, прибавляя, что лес так был велик и так опасен для богомольцев, что по нему нельзя было ходить без вооруженных проводников. Эта предосторожность служила необходимостью против разбойников и хищных зверей, наполнявших глушь.

Троицкий монастырь не долго находился во владении государственного коннозаводства, имен¬но до 1764 года, а в этом году, по представлению шталмейстера, указом Императрицы Екатерины II, велено было монастырь сей упразднить, а на его месте устроить богадельню для престарелых служителей коннозаводства; за тем, спустя пять лет, при отрезанию городу Скопину выгонной земли, окрестность означенного монастыря отошла под городское кладбище. Здесь следует заметить, что в Троицком монастыре находился чудотворный образ Спасителя Нерукотвореннаго; образ этот есть древней¬шее произведение византийской кисти и почитался у местных жителей драгоценной святы¬ней; но когда монастырь сделался упраздненным, Нерукотворенный образ Спаса перенесен был в Скопин. Скопинцы приняли св. икону со всею религиозною торжественностью и поместили в выстроенную для нею часовню, на Никольской площади.

В 1784 году, Скопинцы просили Рязанского Apxиерея Симона о восстановлении упразднен¬ного Троицкого монастыря, желая видеть в иноках постоянных и ревностных молитвенников о упокоении душ усопших своих родственников; причем они обязались возвратить в полное распоряжение монастыря все прежние владения.

Найдя ходатайство Скопинцев вполне уважительным и похвальным, преосвященный Симон представил просьбу их в Синод, который, по сообщению с правлением государственного коннозаводства, был уведомлён, что земли, принадлежавшие мона¬стырю, перешли во владение города Скопина. Получив такое уведомление, Правительствующий Синод предписал епархиальному начальству сообщить об том Рязанскому наместническому правлению. На вопрос этого правления скопинские граждане, после собрании в городской думе, за подписью ста тридцати трех лиц, донесли, что принадлежавшие мо¬настырю земли, сады и лесные дачи вошли уже в ведомство города Скопина, но скопинцы предоставляют все эти угодья в пользование инокам, на ровне с гражданами, так как монастырь возобновляется и содержаться будет на иждивении общества. Св. Синод получив сие обязательство, предписал преосвященному Симону, чтобы он всех иноков сгоревшего в Рязани Духова монастыря перевел в восстановленный Троицкий монастырь, с переименовавшим его в Свято-Духов.

Торжество Скопинцев было полное; но когда настоятель монастыря обратился с просьбою к Скопинскому благочинному о возвращена в обитель чудотворной иконы Нерукотвореннаго Спаса, то ему в этой просьбе было отказано, основываясь на том, что эта св. икона находится в Скопине двадцать три года, а потому, за истечением двух десятилетий, она должна служить благосостоянием города. Этим однако же не окончилось. Об иконе возникло спорное дело, доходившее до высших иерархических властей духовного ведомства, которыми ходатайство настоятеля оставлено без последствий; в воспоминание же того, что образ Спаса Нерукотворенного составлял принадлежность монастыря, епархиальным начальством разрешено совершать туда ежегодно, в Духов День, крестный ход, где предтечею святых икон служит образ Спаса Нерукотвореннаго. В это время бывает близь монастыря довольно многолюдная ярмарка и потому в крестном ходу участвуют не одни скопинцы, но и жи-тели ближних сел и деревень, отчего стечение народа бывает огромное.

В 1810 году пожар истребил в Скопине более четырех сотен домов, и ту самую часовню, где находился чудотворный образ Спа¬сителя; но образ чудесным случаем был спасен из пламени невредимым и перенесен в старый, теперь разобранный, а потом в новый собор, прекрасной архитектуры, служащий украшением целого города
В соборе обращает на себя особенное внимание иконостас. Он легок и удивительно художественен в исполнении; за это надо отдать полную благодарность недавно умер¬шему церковному старосте Н.В. Овчинникову, человеку умному, образованному и далеко опередившему своих сограждан в деле изящного храмостроения. Но обратимся к монастырю.

В монастыре

В настоящее время в монастыре имеются:

1) В старинной библиотеке книга святых Апостолов в кожаном переплете, без заглавного листа, принадлежавшая Рязан¬скому Свято Духову монастырю, как видно по уцелевшим в ней листами рукописной над¬писи, следующего содержания: Апостол города Переяславля Рязанскаго Духова монастыря. Ку¬плена того монастыря Иеромонахом Сергием на монастырские казенные рубли 1728 года мая 13 дня. Подписал по приказу монастыря архиман-дрита Варсонофия, дому преосвященнаго Гавриила, епископа Рязанскаго и Муромскаго, духовного приказа подьячий Василий Егоров сын Морозов.

2) Две каменные церкви.
Первая церковь во имя Владимирской Божией Матери. Судя по древности, вну¬треннему и наружному виду, построение её дол¬жно относится к основанию монастыря. В мо¬нашествующей братии сохранился даже рассказ, что она была домовою в усадьба бояр Романовых. Теперь эта драгоценная по своей старине церковь, глубоко осела в землю и грозит неминуемым падением, и потому божественная служба в ней прекращена. Церковь имеет в длину тридцать, а в ширину 12 аршин; с каждой ее стороны по три не больших окна. Мне сказывали, что на поддержку ее монастырь не имеет средств. Этому трудно верить.
Вторая церковь во имя Сошествия Святаго Духа на Апостолов, с приделами в трапезной во имя Свт. Николая Чудотворца и пророка Божия Илии. Эта церковь строилась несколько лет с боль¬шими промежутками вовремя работы. Причи¬ною таких остановок, как говорят, — были незавидные источники монастыря, не смотря на то, церковь довольно вместительна для богомольцев, к сожалению, имет в верхнем по¬ясе только по два окна над северными и южными дверями, лишена прозрачности и оттого красивый иконостас ее представляется как бы подернутым легкою дымкой. Затем, всматри¬ваясь в главы описываемой церкви, нельзя умолчать, что все они несоразмерны величине храма, тяжелы и дурно сгруппированы. По всему видно, что план для нее вышел из под пе¬ра неопытного архитектора.

3) Икона Спаса Нерукотворенного образа убруса, с замечательною надписью внизу. Над¬пись гласить: „Образ Слова Божия; 1722 Сентября 26, по прошений великаго Государя Ива¬на Васильевича от царя Родольфа, сребропозлащённым украшен, по обычаю Греков, списан с сущего образа, который от Самого Творца нашего Иисуса в Едес ко Авгарю послан бяше иже и ныне в Риме, и свидетельствует о том грамота в посольском приказе по отшествии от жизни сего Государя сыну “его Феодору Иоанновичу, отдан в чертоги царские, и потом в келиях святейшего Патриарха Филарета Никитича, и по кончине его отдан в иконохранительницу чертогов царских, свидетельствует о том опись патриарша приказу 1787 году, Великий Государь и Великий Князь Феодор Алексиевич в иконохранительнице, некогда в присутствии своем за многую свою милость, cию святую икону пожаловал аптекарской палаты дьяку Андрею Винску, о сем свидетельствует рисовальная книга той палаты, списка третично списан 1787 году.“

4) Колокол весом в один пуд два фунта, замечателен своею древностью и несомненным доказательством бывшего на том месте Троицкого монастыря, по сохранившейся на нем славянской надписи: „мая 10 дня, изложил сей колокол в пустыни Святой Троицы, что в Скопине, съезжей избы подьячий Калинник Васильев сын Канищев, по своим родителям.“
В монастыре находятся следующие здания:
а) настоятельские покои каменные, с братскою трапезою: при этом уютном жилье разведен плодовитый сад; братский двухэтажный каменный корпус, выстроенный при игумене Аркадие в 1818—1830 г., состоящей из двадцати четырех келий, в одной половине которого помещается братия, а другая половина до сих пор находится неотделанною;
б) каменная баня;
в)амбар;
г) деревянный ледник;
д) каменная скотная со службами; (все эти здания построены при игуменах Аркадие и Павле, (1830—1832)
г) монастырская ограда в окружности имеет двести шестьдесят пять сажень.

В 1798 году, по ВЫСОЧАЙШЕМУ соизволению Государя Императора Павла Петровича, отведена к монастырю Святаго Духа, из казённого владения мукомольная водяная мельница, в Скопинском уезде при селе Кня¬зеве-Займище, на реке Брусне. Мельница эта приносит монастырю доходу сто пятьдесят рублей в год.

В 1801 году назначено из казенных дач пахатной земли тридцать десятин, имен¬но: девятнадцать десятин 1568 сажен в Данковском уезде при селе Ново-Ивановском; земля эта хотя и имеет хорошую чернозем¬ную почву, но по отдаленности от монастыря, приносит годовой доход только девяносто рублей, следовательно около пяти рублей за десятину, и десять десятин 832 сажен в Скопинском уезде, близ села Перек. Грунт этой земли не так удобен к плодородию, и потому, при арендном содержании, доход с нею ограничивается шестидесятью одним рублем.

В 1813 году, по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению Императора Александра I, монастырю отведено еще вместо рыбных ловель, пахатной земли пятьдесят десятин в Ряжском уезде, в смежности с селом Петровым, в даче казенной рановской засеки. Земля отдается в арендное содержание, с платою в год по восьмидесяти одному рублю. Будь эта земля по соседству с монастырем, она наверно при¬несла бы пользы более четырех сот рублей. Между тем валовой доход с мельницы и трех участков земли, далеко отброшенных от монастыря, заключается лишь в трехстах восьмидесяти двух рублях, которые поступают на ремонт обители и на содержание братии.

На мельницу и на земли имеются в монастыре указы св. Синода и планы, исключая участка при селе Петрова, на который выдан один только указ Рязанской консистории.

Я сказал уже выше, что на западной стороне монастыря находились в давно минувшие годы непроходимые болота, но они, трудами иноков, превращены в земляной пласт, до¬ставляющей хорошее сено для скота, и тут же местами, сеются разный хлеба и разводятся овощи, но плана на эту местность монастырь не имеет.

В церковном монастырском ящике хранятся разных кредитных государственных учреждений билеты на сумму двенадцать тысяч девятьсот восемьдесят два рубля, с которых проценты поступают на содержание иноков и на разные монастырские потребности.
В монастыре находится братия: игумен один, иеромонахов пять, иеродиаконов два, диакон один, послушников десять, всего девятнадцать человек.

Подвижническая жизнь
отца Макария

В монастыре не сохранилось ни устных преданий, ни письменных удостоверений о погребений на кладбище значительных лиц или ревностных служителей церкви, которые прославили бы себя святой благочестивой жизни. Но я считаю грехом умолчать о схимонахе Макарии, не так давно скончавшемся смертью праведника Отец Макарий первоначально был священником в селе Ермолово, Соколинского уезда. После смерти жены, горячо им любившей, он не хотел соблазнять себя распущенной жизнью крестьян и простясь со своею паствою, вступил в избранную им обитель. Посвятив себя служению церкви, он тридцать лет возносил пламенный молитвы Творцу за свою бедную братию и за весь род человеческий. И день и ночь отец Макарий находился в церковном бдении, с охотою служил божественную службу, и за себя и за других, без всякой очереди, не обременял себя излишнею пищею, ходил на монастырские работы: рубил дрова, пахал землю, поливал молодые отпрыски огородных плодов. Крот¬кая, истинно подвижническая жизнь отца Макаpия была известна самым отдаленным жителям Скопинского края. Много, много народу приходило в монастырь Св. Духа, чтобы толь¬ко удостоиться его благословения. При этом, по просьбам приходящих, он служил молебны и панихиды, отчего св. обитель получала значительный сбор.

Такая высокая, поучительная жизнь благочестивого отшельника сделалась известною преосвященному Смарагду, архиепископу Рязан¬скому, который, в бытность свою в Скопине, возложил на отца Maкарию схиму, благословив его на мужество против земных искушений. В этом ангельском чине отец Maкарий про¬был шесть лет, на седьмое лето он заболел, силы изменили ему до того, что он слег в постель, и ежеминутно ожидал смерти, но смерть не являлась. У него открылись по всему телу раны. Послушник отказался служить ему, под предлогом невыносимого запаха от гниющий язв. Схимник едва переводил дыхание, но не умирал. Наконец, в одну темную ночь, отца Maкария в монастыре не стало, он исчез, но куда? Об этом вся обитель отзывалась незнанием. Вскоре однако же тайна исчезновения схимника была открыта. Отца Maкария нашли в Скопине, в доме его сына. Сын рассказывал, что отца его привез кто-то перед рассветом к воротам, сложил изнемогающего старца и затем неизвестный скрылся. Толпы народа стали стекаться к схимнику; в эти отрадные для него минуты он стоял на коленях пред образом Богоматери, уста его шептали молитву, из очей падали слезы. Вдруг иссохшие щеки старца покрылись румянцем, в смутных глазах отразилось небо…. Казалось ему сделалось легче, и в этом никто не ошибся. Отец Макарий оградив себя крестным знаменем, моментально скончался, без малейших признаков страданий. На третий день отца Макария похоронили в мо¬настыре Св. Духа, при бесчисленном стечении людей всех званий. Так кончил жизнь зем-ную труженик, тридцать лет подвизавшийся в неустанных молитвах, испрашивая умилостивления у Бога к грехам и слабостям человеческим. Не ищите могилы отца Макария: она сравнялась с землею и след к ней потерян.

Другие деятели монастыря
и особо значимые могилы

Вторым монастырским деятелем можно назвать покойного архимандрита Афанасия, ко¬торый собственными средствами, пополнял не¬достатки св. обители. Он был старшим членом Рязанской консистории, и умер потеряв¬ши зрение, в глубокой старости. Ныне монастырем управляет благочестивый игумен Нестор. Я обязан ему некоторыми сведениями, вошедшими в эту брошюру.
На монастырском кладбище есть много прекрасных памятников, сделанных из чу¬гуна, мрамора и гранита. Как видно скопинцы не жалеют денег на украшение могил. И то сказать, это последняя жертва усопшему.

Обратите внимание на белую мраморную колонну с золотою надписью: «почетный гражданин И. И. Гречишников». Он считался в Скопине умнейшею личностно, жил на барскую ногу, входил в огромные подряды с казною и частными лицами, увеличил городские доходы, и во всю жизнь не пропускал дня, чтобы не ознаменовать его каким-нибудь добрым делом. Поклонимся могиле этого честного и трудолюбивого человека.

На южной стороне кладбища красуются сво¬ей массивностью два мраморных памятника купцов 2-й гильдии Рыковых. Рыковы были родные братья и производили в широких размерах хлебную торговлю.

Гармония

Начали показываться другие памятники и черные кресты с белыми надписями. Далее, под густою тенью шиповника, блестящая розовыми душистыми цветами, виднелась не¬большая могилка, обложенная свежим дерном. Тихо качаясь на тонкой ветке шиповника, пела малиновка. Мотивы ее песни были так хороши, так отрадны сердцу, что я не смел подойди к ней, боясь нарушить гармонию её чудных, задушевных напевов…

И долго, долго пела она над изумрудным холмом прекрасной могилки. Я повернул в другую сторону, и, с грустным настроением мыслей, поспешил оставить кладбище

1877 год

Вы так же можете прочитать брошюру 1877 года в оригинале ниже:

Описание-Свято-Духова-монастыря